Спасательный круг для страны и роль личности. Институту президентства в Беларуси исполнилось 30 лет

Общество Президент

Летом 1994 года в Беларуси впервые выбирали Президента. До этого самые главные решения в стране принимал парламент — Верховный Совет. Однако делал он это долго и мучительно. Депутаты бесконечно дебатировали, ведя подковерную борьбу друг с другом. Страна тем временем катилась в пропасть, люди нищали. Нужны были срочные меры, чтобы не допустить худшего сценария. И Беларусь меняет форму правления — в 1994-м принимается Конституция, впервые в истории страны вводится должность Президента (немногим позже, в 1996-м, в результате всенародной поддержки на референдуме вносятся поправки в Конституцию и страна становится президентской республикой).

 

Принятие Конституции, назначение даты выборов главы государства, борьба за голоса избирателей — и 10 июля 1994 года победу на выборах Президента одержал Александр Лукашенко. С этого момента ведется отсчет истории института президентства в Беларуси, и нынешний год юбилейный.
Как отразилось на ситуации в стране судьбоносное решение 1994 года? Насколько эффективно функционирует система управления государством на современном этапе? Способна ли она противостоять вызовам и угрозам, выдерживать тектонические геополитические сдвиги, происходящие в мире? К 30-летию института президентства в Беларуси в материале БЕЛТА подборка мнений экспертов, ученых, государственных, общественных деятелей, а также высказывания Александра Лукашенко о его отношении к своему статусу и о том, что самое сложное в деятельности на посту главы государства.

Институт президентства как спасательный круг для страны и народа

«Годы с 1991-го по 1994-й были временем осмысления нашим обществом будущего Беларуси, в том числе ее политического устройства. В сложившейся ситуации стал особенно очевиден запрос на сильную, действенную власть, способную быстро принимать решения. В 1994-1996 годах происходит становление института президентства. Это один из ключевых моментов в летописи нашей государственности, в истории уже суверенной и независимой страны. Несомненно, сильный институт президентской власти в Беларуси — гарантия стабильности и поступательного развития государства и общества», — убежден директор Института истории НАН кандидат исторических наук, доцент Вадим Лакиза.
«Возникновение института президентства в нашей стране — закономерное и исторически обоснованное явление. Ментально белорусам, как и большинству населения постсоветского пространства, близка идея сильной персонифицированной власти, которая способна взять на себя ответственность. Конечно, дискутируя, быть Беларуси парламентской или президентской республикой, рассматривали европейский и мировой опыт. Но главное — остро стоял вопрос о деятельности власти. Верховный Совет неделями обсуждал один законопроект. В обществе тем временем накапливалось раздражение от несогласованности властей, разгула преступности. Люди видели нарастающий хаос и ухудшение жизни, поэтому, конечно, поддерживали введение института президентства, они воспринимали его как спасательный круг для себя», — считает старший научный сотрудник Центра политологии НАН кандидат политических наук Александр Маркевич.
Эксперт обратил внимание, что избранный в 1994 году при полной народной поддержке Президент Александр Лукашенко ввел в стране, по сути, антикризисное управление, немедленно занялся восстановлением народного хозяйства, прежде всего базовых отраслей: промышленности, сельского хозяйства, строительства. «Изрядно накопилось к тому времени и социальных проблем, они обострились до предела. Но главным для молодого Президента была справедливость, которую он обещал своим избирателям, и этот принцип остается сутью его политики до сегодняшнего дня», — подчеркнул Александр Маркевич.

Шаги к суверенитету и независимости. 1994 год. Важнейшая избирательная кампания в истории Беларуси

«Если страна находится в таком непонятном состоянии (как в период острой политической борьбы и социально-экономических неурядиц 1990-х годов. — Прим. БЕЛТА), ее может вывести только четкая, определенная, конкретная власть, которая имеет полномочия для того, чтобы принимать решение и тут же обеспечить его выполнение. Была не только стабилизирована обстановка. Были намечены пути, куда двигаться», — рассказал Анатолий Глаз, работавший в 1995-1998 годах председателем Бобруйского райисполкома, а в последующем являвшийся зампредседателя Могилевского облисполкома, депутатом парламента.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *