Скоро Радуница — православный праздник, который в календаре отмечен красным цветом. Так государство дает нам время посетить могилы родных и близких. Как правильно поминать усопших, чтобы их порадовать? Что можно делать на кладбище, а от чего лучше воздержаться? За ответами поехали в белорусскую глубинку — в агрогородок Мышковичи Кировского района Могилевской области, в храм Святой Живоначальной Троицы.
Сразу — в храм
— На Радуницу у нас церковная служба — радостная! Ведь Воскресение Христово — радость для Вселенской церкви: и для церкви земной, и для церкви небесной, — говорит иерей Алексей Замбрижицкий, настоятель храма в Мышковичах, который возведен рядом с деревенским кладбищем. — В этот день главное — сходить в храм, помолиться об усопших. Для них очень важна ваша молитва. А когда помолились, можно выдвигаться на захоронения дорогих нам людей, куда мы, конечно, заранее уже сходили, навели там порядок.
Кстати, традиция поминовения усопших существовала на наших землях давно — еще в дохристианские времена.
— В язычестве проводились так называемые тризны, — рассказывает настоятель. — Когда на погребениях устраивали ритуальные пляски, пили хмельные напитки, часто доводя себя до состояния исступления…. Сейчас все по-другому. На могилы близких мы приходим, чтобы вместе с ними радоваться воскресению Христову.
Можно принести на кладбище и атрибуты праздника — крашеные яйца и куличи. При этом их нельзя там оставлять. Усопшим они не нужны, поэтому принесенное с собой нужно съесть или раздать нуждающимся, советует священник. Если же оставите, то разные животные, чаще котики, собачки, птички, съев куличи и яйца, намусорят. Непорядок на погосте — это нехорошо.
Батюшка не советует приносить и спиртное.
— Наш человек не может просто пригубить — если берет рюмку в руку, часто доходит до непотребного состояния. Близкие люди смотрят на таких с небес и сожалеют об этом — обижаются, — говорит собеседник и вспоминает, что еще лет 15 назад, когда он только приехал на службу в Мышковичи, традиция поминать на погосте спиртным родных была в ходу. — Приходилось объяснять, что это нельзя. Сейчас люди вразумились и больше так не поступают.
Цветы — только живые
Иерей Алексей Замбрижицкий обратил внимание и на еще одну пока еще спорную традицию — нести или нет на кладбище искусственные цветы.
— Лучше живые букетики, — советует наш собеседник. — Ведь все искусственное — обман, ложь… Кстати, за рубежом на кладбища люди несут только живые цветы, лампадки, и нам хорошо бы такую практику перенять. Многие наши соотечественники уже поступают так же. Однако полному отказу мешает рост бизнеса на цветах из пластика и бумаги, о чем свидетельствуют заполненные ими доверху прилавки импровизированных рынков.
Аналогично иерей Алексей Замбрижицкий высказался и о венках из искусственных цветов:
— Лучше эти деньги потратьте на живые цветы. Или пожертвуйте нуждающемуся, попросите его: «Помолись за мою маму (и назовите ее имя) — это от нее тебе милостыня!»… А ведь многие, прожив жизнь, так ни разу никому милостыни и не подавали да и в церкви бывали лишь раз — когда крестились… Но если мы ученики Христа, то должны оставаться христианами, ходить в церковь, чтобы и жить с Христом, и с Ним уйти к Богу. А где еще можно научиться быть христианином, как не в храме?
По ту сторону добра и зла
Все ли из ушедших близких оказались рядом с Богом?
— Душа человека, ушедшего из этой жизни, пребывает до второго пришествия Христа либо у престола Божьего. Либо в том месте, которое Господь обозначил такими словами, как «плач и скрежет зубов». Господь вынужден был создать его для тех душ, которые отвергли Бога, не хотели верить в него, шли по жизни в сомнении: «Зачем нужен нам этот Бог?»… Ну, куда такого человека отправить после завершения его земного пути? Вот Создатель и сотворил удаленное место, где такие души могли бы пребывать до второго пришествия Христа, то есть до Страшного суда. Как сказал Господь: «В Дому Отца моего обителей много!». То есть души, как звезды разной силы света и удаленности, пребывают в разных местах и в разной степени удаленности от Бога. Сейчас это место, удаленное в определенной степени от Бога, называется ад, в более давние времена — шеол. Но где бы они ни находились, если будете искренне молиться за своих близких, вы принесете им радость.
И поле битвы — сердца людей
Ходить в церковь, только чтобы ставить свечки, — этого мало, считает священник и напоминает, что сегодня главным храмом и полем битвы остается душа человека, ведь только она на земле — бессмертна. И если она борется со злом в себе, тогда и Бог откликается на наши искренние молитвы.
— Воюя с грехом в себе и теми злобными духами, которые этот грех постоянно возбуждают, мы учимся, несем свой крест проблем, взаимоотношений, болезней… «Наша война не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных», — так сказал апостол Павел. Христианство призывает бороться именно с этим, внутренним, врагом, а не внешним. Внешний же враг — это орудие в руках Божьих. Господь его посылает, чтобы вразумить людей, — расставляет акценты иерей.
«Сейчас все реже люди идут в церковь»
В девяностые годы ХХ века люди вновь обратились к Богу, хлынули в церкви.
В некоторых школах даже стали вводить факультативы по основам православия.
— Сейчас все реже люди идут в церковь, — констатирует отец Алексей и называет одну из причин: — Это — большое давление информационного поля на человеческий разум. Интернет, социальные сети — сила, нередко уводящая человека в никуда. Особенно пагубно сказывается она на молодом поколении. Помню, в детстве нашим мамам было не загнать нас с улицы домой. Сегодня, когда вывожу внука во двор, оказывается, что ему там не с кем играть. И соседка жалуется, мол, ее сын весь выходной за компьютером (в телефоне) просидел. Телефон, компьютер заменили детям друзей. Вот сегодня еду из Бобруйска в Мышковичи, смотрю: идет школьник домой. По сторонам не смотрит, даже на перекрестке глаз от экрана айфона не отрывает… Хорошо, если водитель понимает: задумался-засмотрелся паренек, а если не обратит внимания — беда! Не меньшая беда, когда родители забывают дорогу к храму и не ведут туда своих детей.