В соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г.№300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее -Закон), письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
— обращения изложены не на белорусском или русском языке;
— в обращении отсутствуют фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) – для обращений граждан, а также отсутствует полное наименование юридического лица и его место нахождения – для обращений юридических лиц;
— не изложена суть обращения;
— отсутствует личная подпись гражданина (граждан), а также отсутствует личная подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица – для обращений юридических лиц;
-обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
— обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе, если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
— пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
— заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
— с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
— текст обращения не поддается прочтению, а также в случае наличия в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов и выражений;
— к письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, не прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
Устные обращения, то есть обращения заявителей, изложенные в ходе личного приема, могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
решение которых не относится к компетенции организации, в которой в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.
При оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу, за исключением случая, когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам, и наличии данных о месте жительства (месте пребывания) и (или) месте работы (учебы) либо месте нахождения заявителя в течение пяти рабочих дней (со дня следующего за регистрацией) заявитель письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению сопроводительным письмом. В случаях, когда обращения содержат вопросы, решение которых не относится с компетенции организации, в которую они поступили, заявителям также в течение пяти рабочих дней разъясняется, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимают руководитель организации, к которому поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо.
Статьей 21 Закона определен порядок оставления без рассмотрения по существу повторных обращений.
Повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).
Повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, может быть оставлено без рассмотрения по существу, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения, по существу. В таком случае заявителю в течение пяти рабочих дней письменно сообщается, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается. При поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу, без уведомления об этом заявителя.
Аналогичный порядок оставления обращений без рассмотрения по существу и прекращения переписки по повторным обращениям распространяется и на электронные обращения, поступившие на адрес электронной почты организации, либо размещенные на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.
В соответствии со статьей 20 Закона, решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу граждане вправе обжаловать в вышестоящую организацию.
Начальник Железнодорожного
(г.Витебска) отдела Департамента
охраны МВД Республики Беларусь
подполковник милиции В.А.Радиловец