Витебский «Титаник»: почти 100 лет назад на Двине произошло крупное кораблекрушение
13 ноября 2017 в 8:17
Витебский курьер
Страшная авария, в которой погибло не менее 100 человек, произошла на Западной Двине 27 апреля 1919 года. О событиях почти столетней давности на очередной лекции бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» рассказала ведущий архивист Государственного архива области Светлана Мясоедова.
Пароход «Надежда» на Западной Двине. Город Дисна. 1903 год. Фото: Павел Волынцевич
Крушение потерпел товаро-пассажирский заднеколесный однопалубный пароход «Надежда» — он шел вниз по реке из Витебска в Бешенковичи и наскочил на каменный ледорез Двинского моста (сейчас его называют Кировский).
Что представляла собой «Надежда»? Судно могло перевозить до трехсот пассажиров. Построили его в 1892 году на верфи в Риге, оно принадлежало Первому обществу пароходства.
За месяц до трагедии — 25 марта, капитаном «Надежды» назначили 67-летнего жителя Дисны Михаила Козловского. Он водил суда по Западной Двине более 40 лет и хорошо знал фарватер от Двинска до Дисны. Капитан был трудолюбивым, грамотным, скромным, религиозным человеком, «под судом не состоял», «роста был среднего, питания ослабленного, поведения, безусловно, трезвого».
27 апреля в 9 часов утра пароход под управлением рулевого Якова Евдокимова прибыл из Бешенковичей в Витебск. Около двух часов дня он дал три свистка, после третьего скомандовал: «Ход вперед». «Надежда» отчалила от пристани пассажирским рейсом №?3 на Бешенковичи. На судне было 242 пассажира, в том числе 5 детей.
Пристань располагалась у правого берега реки на расстоянии около 360 метров выше Двинского моста. Местные моряки знали два способа отчалить. Чаще всего они поднимались вверх по течению метров на 600?700 и там, далеко от моста, выполняли разворот, иногда делали это прямо от пристани, но судно не отвязывали.
Схема движения парохода в день аварии. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой
Однако капитан Козловский прошел всего несколько метров вверх по течению и начал разворот. Маневр сразу не удался, и, дойдя больше, чем до середины реки, он скомандовал задний ход. Руль не слушался, корму тянуло вниз, да и ветер был против движения. Задним ходом пароход дошел до устья Витьбы, а там был дан ход вперед по направлению к пролету моста.
«Надежда» навалилась боком на каменный ледорез опоры моста. Капитан, некоторые пассажиры и члены команды упали в холодную апрельскую воду. Другие люди бросились на правый бок судна, чтобы вылезти на опору моста. Пароход накренился, зачерпнул окнами кают воду и стал тонуть.
Погибла почти половина пассажиров. Жертв было так много, так как в первые минуты после столкновения с мостом люди не смогли покинуть каюты, открыть двери и окна.
Расследование причин аварии вначале возложили на начальника городской милиции Александра Реуцкого. А 28 апреля в Витебск прибыли специалисты из Смоленска — техник и юрист управления водного транспорта Северо-Западной области (Севзапвода). Они организовали комиссию по расследованию обстоятельств крушения. Милицию к расследованию не привлекли.
Аварии парохода «Надежда» на Западной Двине. Витебск. 1919 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой
После тщательного изучения всех материалов комиссия пришла к выводу, что капитан направил судно на ледорез без злого умысла, вследствие преклонного возраста и плохой погоды.
В качестве причин крушения отмечались нарушения в работе Витебского рупвода: использование аварийных судов, назначение на работу пожилых людей без медицинского осмотра и документов, отсутствие четких правил судоходства и умения оказать помощь в чрезвычайной ситуации.